Как самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

Аккумуляторная батарея служит для холодного запуска двигателя, во время которого напряжение подаётся на стартер для первичного оборота коленчатого вала. На каждый пуск силового агрегата тратится около 5% ёмкости. От того,  как правильно заряжать аккумулятор,  зависит срок его службы – количество циклов зарядки и стабильность работы.

Следует помнить, что АКБ работает по принципу химического электролиза.  Пусковой ток при запуске дизельных двигателей может достигать пиковой нагрузки 600 А, поэтому при эксплуатации необходимо соблюдать определённые правила.

Аккумулятор заряжается через зарядное устройство в домашних условиях

Техника безопасности и меры предосторожности

  1. Аккумулятор извлекают из посадочного места автомобиля, снимая всегда сначала отрицательную клемму силового кабеля в защитных перчатках, не прикасаясь к открытым контактам.
  2. Зарядку проводят в сухом помещении при комнатной температуре на ровной поверхности без излишнего наклона корпуса и на достаточном расстоянии от отопительных приборов или открытого огня.
  3. Перед подключением зарядного устройства проверяют уровень электролита (в старых моделях доливают дистиллированную воду), состояние корпуса на предмет трещин, подтёков, контакты зачищают от окислов и протирают насухо.
  4. В процессе подзарядки следят за уровнем температуры банок АКБ, не допуская перегрева электролита выше 50°С. От уровня падения ёмкости зависит,  сколько времени заряжать аккумулятор.
  5. Использовать только специальное зарядное устройство, соблюдая полярность: красный провод – всегда «плюс», чёрный – «минус». ЗУ сначала подключают к АКБ, потом  в электрическую сеть.

Важно: во время эксплуатации и хранения аккумуляторной батареи недопустимо долгое нахождение с низким уровнем заряда,  это способствует преждевременной сульфитации пластин, сокращению циклов и быстрой потере ёмкости.

Как правильно подобрать зарядное устройство

Для стандартных автомобильных аккумуляторов 12 Вольт существует три вида ПЗУ:

  • Простое пусковое устройство.  Даёт короткий импульсный разряд для запуска двигателя, после чего дальнейшая подача напряжения и восстановление ёмкости происходит от работы генератора автомобиля.
  • Стационарные ЗУ глубокой зарядки низкими токами. Восстанавливает параметры АКБ в течение 6-12 часов.
  • Комбинированные ПЗУ. Обладают способностью работать в двух режимах: запуск двигателя и медленная автономная зарядка.

зарядное устройство для подзарядки автомобильного аккумулятора

По типу различают постоянный и переменный ток подачи: первый подходит только для устаревших свинцовых батарей, второй – универсальный для всех видов (гелевых, сухих, кальциевых или щелочных). От характеристик ЗУ по принципу работы определяют,  сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор. Традиционные (устаревшие) трансформаторного типа не имеют глубоких настроек параметров токоотдачи, работают в ручном режиме и рассчитаны на долгую зарядку. Автоматические снабжены различными регулировками, защитой от перегрева и контролем стабильности напряжения.

Лучшие модели зарядных устройств обеспечивают два режима:

  • Быстрая зарядка
  • Медленная (глубокая) зарядка

Применять ускоренный вариант не следует часто. Разница состоит в силе тока, при котором происходит сульфитация пластин: чем выше значение в амперах, тем больше перегрев и вероятность образования кальциевого налёта на поверхности элементов, который приводит к падению ёмкости.

Рекомендации к настройке режимов ЗУ

Как самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

Определяем степень разряжённости аккумуляторной батареи

Степень заряда АКБ зависит от вольтажа. Замеряют напряжение с помощью вольтметра либо мультиметра, снимая показатели в разных режимах при температуре воздуха от +16°С до +25°С. Если батарея стояла перед этим на автономной зарядке, то необходимо дать остыть электролиту в течение 1-2 часов. Щупы прибора подсоединяют к клеммам согласно полярности (красный – «плюс», чёрный – «минус») и снимают значения в вольтах.

Сравнительная таблица значений вольтажа АКБ от степени заряда

Как самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

Как правильно зарядить батарею, выставив необходимый ампераж для щадящего режима? Рекомендованные показатели силы тока при подключении ЗУ рассчитывают от процента разряжённости: 1/10 от значения ёмкости при 50%, до 1/20 – свыше. Например, если после замера вольтажа ёмкость составляет 60 А*ч (согласно таблице), то выставляют силу тока не больше 6 А, при этом полное восстановление произойдёт за 4-6 часов.

Напряжение разомкнутой цепи АКБ с полной ёмкостью составляет 12,6-12,9 Вольт. Погрешность показателя может доходить до одного вольта, если снимать замеры сразу после остановки двигателя, поэтому для получения точной величины заряда батарея должна отстояться без отдачи тока в течение  8-10 часов.

Процесс подключения ЗУ к аккумулятору

Как подключить зарядное устройство к аккумулятору правильно – пошаговая инструкция.

  1. АКБ установить на ровной сухой поверхности  в закрытом помещении при температуре +16°С до +25°С.
  2. Зачистить клеммы мелкозернистой наждачкой, удалив окислы.
  3. Подсоединить щупы устройства: красный зажим к плюсовому контакту, чёрный – к минусовому.
  4. Выставить оптимальный режим подачи напряжения и силы тока согласно рекомендациям, в зависимости от уровня зарядки АКБ,  при полной разрядке устанавливают самое минимальное значение в 1 Ампер.
  5. ЗУ включить в сеть 220 В.

Как самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

Какой ток и напряжение следует использовать при зарядке аккумулятора

Выбор режима зарядки зависит от состояния АКБ. Если вольтаж, её показатель ёмкости находится в пределах нормы, а напряжение на клеммах не падает ниже 11,58 Вольт (что составляет 20%), то оптимальное значение силы тока для глубокой зарядки АКБ – 2-3 Ампера. Малый ток с подачей 1 А включают в критических случаях. Максимальное напряжение ЗУ, которое считается безопасным – 14,7 В.

Стоит помнить, что по типу обслуживания аккумуляторы различают  на необслуживаемые с пробками в блоках элементов банок и закрытые полностью без возможности замены электролита. Особенности зарядки необслуживаемых аккумуляторов состоят в проверке плотности электролита, которую измеряют ареометром. Нормальное значение плотности в таком АКБ – 1,27 г/см³.

Таблица соотношений плотности и напряженияКак самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

Сколько времени требуется для зарядки

Расчёт часов, необходимых для полной зарядки АКБ выполняют по формуле: T=C/I+10%, где:

  • Т – время подачи напряжения,
  • С – ёмкость,
  • I – величина подаваемого разряда,
  • 10% – погрешность потери напряжения.

Как самостоятельно выполнить зарядку автомобильного аккумулятора своими руками?

На вопрос,  как зарядить новый аккумулятор, не бывший в эксплуатации. Специалисты советуют не использовать быструю зарядку на максимальных режимах. Лучший способ – это медленная подача малого тока, либо естественное восстановление от генератора автомобиля в процессе работы.

Как часто обслуживать аккумулятор

Срок службы АКБ составляет около 3-5 лет. Главное правило для его стабильной работы – не допускать полного разряда на длительное время. Количество циклов зарядки ограничено, связано напрямую с его режимами работы, температурными условиями и применением автономного ЗУ. Когда напряжение в разомкнутую цепь подаётся выше, чем от генератора. В случае постановки автомобиля на долгую стоянку с отключением аккумулятора, его следует зарядить до 100%.

Видео: Как самостоятельно выполнить зарядку аккумулятора?

Ссылка на основную публикацию
Последняя тема на форуме
Adblock
detector